К основному контенту

ЗАКАТ ФРАНЧАЙЗИНГА АЗС!

Механизм взаимодействия устарел
Преимущества франчайзинга, столь очевидные в начале становления российского топливного рынка, начинают терять привлекательность и постепенно вытесняются новыми формами взаимовыгодного сотрудничества. В России — около 30 тысяч АЗС и АЗК, большинство из них предпочитают пока развивать бизнес под крылом известных брендов. Однако крупные компании в последнее время сталкиваются с сокращением числа предпринимателей, работающих по франшизе. Казалось бы, франчайзинг предоставляет ценовую стабильность в условиях сезонных колебаний спроса и предложения на рынке, а также гарантирует розничным продавцам поставки топлива. Да и средства на рекламу известного бренда тратить не надо. ВИНК же получали широкую розничную сеть, например «Лукойл» к 2007 году уже имел договоры с более чем 300 компаниями. Активно использовали франчайзинг и другие ВИНК, ожесточая конкурентную борьбу с независимыми АЗС. Тем не менее, после 2007 года компании начали сокращать число франчайзи. Все дело — в довольно завышенных требованиях и жестких условиях топливных компаний. Чтобы ВИНК пошла она сотрудничества по франшизе, сети АЗС требуется большой опыт работы на рынке, также необходимо иметь в собственности или в долгосрочной аренде земельные участки с действующим оборудованием. Это закрывает дверь многим новичкам топливного рынка, тем более, что крупные компании предпочитают иметь дело с владельцами нескольких АЗС. Предъявляются и особые требования по расположению АЗК: место должно обеспечивать наибольший объем продаж и не располагаться вблизи заправок головной компании во избежании внутренней конкуренции. Серьезному контролю подвергается ценовая политика: продавать топливо по ценам ниже, чем у головной компании, нельзя. О закупке топлива у сторонних производителей речи и быть не может — все только через дочерние фирмы держателя бренда.
Теперь немного о мифе, что франчайзинг обходится дешевле, чем «свободное плавание». Во-первых, роялти. Ежемесячные выплаты головной компании могут составлять кругленькую сумму. Добавим к этому работы по переоборудованию АЗС в соответствии с фирменным стилем ВИНК, фирменную одежду, технические изменения и т.д. Хорошо, если при этом головные компании не рекомендуют ненавязчиво сотрудничество с определенными посредниками. Такие расходы редко укладываются в один десяток тысяч долларов, чаще всего сумма переваливает за 50 тысяч. Контроль за соблюдением требований жесткий: за малейшее нарушение франчайзи подвергается штрафу, а если держатель франшизы сочтет нарушение грубым, то может просто расторгнуть договор. Возможно, именно из-за повышенных репутационных рисков в России сокращается количество АЗС, работающих по франшизе, ВИНК оставляют только те варианты, где уж совсем невыгодно строить собственную автозаправочную станцию. Так что можно смело утверждать, что расцвет франчайзинга, который мы наблюдали в конце прошлого века, закончился. На смену приходят иные, более привлекательные формы сотрудничества, гарантирующие независимым владельцам АЗС право на самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности.
PR отдел компании 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правило трех АЗС. Почему у одних заправляются, а у других – нет.

У бизнеса всегда есть правила. Даже если кажется, что успех приходит вопреки всему, то и на это, как правило, есть логическое объяснение, формула. Всё потому, что правила, модели, пишутся на основе многократно-пройденного опыта других. Потому, что своими достижениями и падениями (увы, такое тоже бывает не редко) бизнес предшественников доказал – вот это работает, а вот это нет. Не работает ни при каких обстоятельствах, ни при каких вложениях. Поэтому, когда Вы строите свой бизнес, не стоит подходить к этому процессу с позиции «ну и что, что десять предыдущих делали так же, и у них не получилось». Но я-то, мол, не такой, мой случай уникален, у меня все получится. Большая ошибка. Так думал каждый из этих десяти Ваших предшественников, у которых не получилось. Предупрежден – значит вооружен. Давняя истина. Не рискуйте собственными деньгами, пытаясь доказать ошибочность аксиом. Ваш опыт опровержения станет еще одни примером, только подтверждающим общее правило. Тем более в таком регл...

Каким должен быть брендбук АЗС. И каким он быть не должен.

Узнаваемость в современной конкурентной среде – одно из мощных дополнительных преимуществ. Из двух компаний с равно-качественным ассортиментом клиенты предпочитают того, чей образ, стиль, внешний вид произведет лучшее впечатление. Всё просто, запоминают того, у кого есть лицо. Поэтому даже если топливо на Вашей АЗС ничем не уступает соседнему красивому бренду, Вы уже изначально в более проигрышной позиции. Ваш облик, Ваш стиль – это обертка для продаваемого продукта (топлива). И эта обертка должна быть привлекательной! В деятельности современного владельца АЗС уже не достаточно оперировать только накладными и знаниями в вопросах топлива. Сражения за клиентов ведутся уже даже не на уровне ассортимента, а на уровне маркетинга, подачи своего товара. На неторопливое пошаговое создание собственной торговой марки времени не дается, клиенту нужно все и сразу. Брендбук позволяет АЗС комплексно решить вопрос единообразности и гармоничности собственного торгового стиля. Это мощный инструме...

Договор комиссии для АЗС – всё по полочкам.

Современные бизнес-модели сотрудничества отличаются универсальностью и гибкостью.  Еще несколько лет назад АЗС просто делились на самостоятельные и тех, кто работает «под брендом», на условиях франшизы или собственные станции ВИНКов. Сегодня линейка вариантов шире. Рынок диктует свои условия, появились новые формы сотрудничества, которые и не сразу можно правильно оценить. Например, с недавнего времени появилась такая форма сотрудничества, как работа по договору комиссии. Для тех, кто еще не сталкивался с подобным, выглядит и впрямь удивительно – АЗС вроде с собственным брендом, а работает фактически в интересах ВИНКа. Топливный рынок, каким мы его сейчас видим, достаточно стабилен. И что-то быстро или кардинально поменять довольно сложно. Есть всем известные федеральные сети АЗС - ВИНКи. Места присутствия их собственных сетей АЗС и их франчайзи являются фактической зоной экономических интересов конкурирующих ВИНКов. На карте страны смело можно было бы раскрасить в цвета отде...